Как прописаться на даче или СНТ в 2024 году?
С регистрацией по месту жительства или временного пребывания связана возможность трудоустройства, прикрепления к поликлинике, к детским дошкольным, образовательным учреждениям и т.д. Прописаться возможно в любом жилом помещении, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, в том числе и в доме, расположенном в СНТ.
Слово «прописка» используется только в бытовом применении. Во всех законодательных актах звучит только регистрация по месту жительства. В нашей статье мы будем упоминать прописку для удобства восприятия читателем.
Законодательное регулирование
Регистрационный учет граждан возможно произвести по месту их жительства. Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ таким местом признается помещение, предназначенное для постоянного проживания. Это может быть квартира, комната, жилой дом. При этом не учитывается право собственности на это помещение и целевое назначение земельного участка, где возведено жилое строение.
Еще в начала 2019 года из законодательных актов исключено понятие дачных участков и домиков. Теперь все подобные земли отнесены к категории садовых земельных участков. Чаще всего такой статус имеют земли, расположенные в СНТ.
Возможность прописки в доме, построенном на участке в СНТ, зависит от того, как он зарегистрирован в Росреестре:
- дом поставлен на регистрационный учет, как жилое строение, где имеются все необходимые условия для постоянного проживания (в дом проведены коммуникации: электричество, вода, газ) — прописка в нем производится в обычном порядке (ч. 9 ст. 11 № 127-ФЗ, ст. 2 Закона № 5242-1);
- дом зарегистрирован, как нежилое строение, потому может использоваться только в качестве сезонного, временного пребывания, соответственно признается садовым домиком – прописаться в нем невозможно, поскольку он не предназначен для постоянного проживания (п. 1,2 ст. 3 и ч. 11 ст. 54 Закона № 127-ФЗ).
Для проверки статуса дома, закажите выписку из ЕГРН, где будет указано, что постройка имеет статус жилого дома.
Может сложиться ситуация, когда строение зарегистрировано нежилым, но впоследствии приведен к требованиям, предъявляемым к жилым домам. Тогда необходимо обратиться в орган местного самоуправления, который своим решением это подтвердит. Только на основании такого решения прописка станет возможной.
Как прописаться на даче в СНТ в 2024 году — пошаговая инструкция
Чтобы прописаться в дачном домике, придерживайтесь следующего алгоритма действий:
- Обратитесь в регистрационный орган (отделение УМВД России или МФЦ) по месту жительства с указанными ниже документами.
- Получить паспорт с отметкой о регистрации по адресу дома в СНТ.
Документы могут быть поданы лично, через МФЦ или сформировано электронное заявление через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).
Какие документы нужны для постоянной регистрации на даче в СНТ?
Регистрация граждан по месту жительства производится на основании следующих документов:
- заявления установленной формы (форма 6 — приложение 5, утвержденное Приказом МВД от 31.12.2017 № 984);
- удостоверение личности (паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, паспорт иностранного гражданина);
- документ, на основании которого будет произведена прописка в жилом помещении (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи и т.д.). Если такой документ не представлен заявителем, регистрационный орган не вправе его требовать. Он может быть запрошен в рамках межведомственного взаимодействия;
- письменное согласие собственника садового дома, если прописывается не его владелец.
Если сначала потребуется признать дом жилым, то в орган местного самоуправления предоставляются:
- заявление о признании строения в СНТ жилым;
- паспорт заявителя;
- выписка из ЕГРН о характеристиках объекта и зарегистрированных правах;
- поэтажный план дома с техническим описанием;
- заключение по обследованию технического состояния садового дома, что подтверждает его безопасность и надежность.
После изучения представленных документов орган местного самоуправления принимает решение о признании строения жилым или вышлет письменный отказ. В случае отказа для разрешения ситуации следует обращаться в суд.
На основании решения орган местного самоуправления передает сведения в Росреестр для внесения изменений в ЕГРН.
Стоимость и сроки
Все действия, связанные с непосредственной услугой по регистрации граждан по месту жительства, производятся бесплатно (ч. 5 ст. 3 Закона № 5242-1).
Сроки постоянной регистрации следующие:
- при подаче документов через портал Госуслуг и лично в УВМД, ждать потребуется три рабочих дня от даты поступления всех необходимых документов;
- при подаче заявления и документов через МФЦ срок увеличивается на два рабочих дня в связи с необходимостью передачи их в регистрирующий орган и получением обратно;
- если гражданин не приложил к заявлению документы, которые орган регистрации может запросить в рамках межведомственного взаимодействия, то срок получения паспорта с отметкой о прописке составит 8 рабочих дней.
Если регистрирующий орган отказал в прописке по данному адресу, то следует обращаться в суд.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам: